Специализированная группа
01 октября 2015
Коррекционно-педагогическая работа в специализированной группе по зрению
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 Василёк»
Мы (воспитатель Чередниченко Евгения Александровна и тифлопедагог Назарова Алёна Сергеевна) работаем над созданием оптимальных условий для коррекционно-воспитательной работы, стараемся рационально использовать групповое помещение, соблюдая принцип зонирования.
Специализированная группа на 10-15 детей с клиническими формами зрительных нарушений (амблиопия, косоглазие). Группа скомплектована из разновозрастных детей (от 2 до 7 лет) на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогической комиссии г.Мариинска и Мариинского района.
Дети в специализированной группе получают достаточно длительное интенсивное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-воспитательную работу с учетом нарушения зрительного анализатора.
Содержание образовательного процесса в группе определяется Основной общеобразовательной программой дошкольного образования и специальной (коррекционной) программой образовательных учреждений IV вида Л.И. Плаксиной с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития).
«Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе.
Обеспечивая каждому ребенку как личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развиваем физические, личностные, интеллектуальные качества, свои потенциальные способности, сохраняем детскую индивидуальность, самореализовываться в различных видах детских деятельностей
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
В группе организован оптимальный дифференцированный оздоровительный режим (гибкий режим занятий, сна и прогулок в зависимости от соматического и нервно - психического здоровья детей, ежедневная утренняя гимнастика, циклические физические упражнения и гимнастика пробуждения после сна, дыхательная, звуковая, логоритмическая, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, коррегирующие упражнения для развития правильной осанки и профилактики плоскостопия, двигательно- оздоровительные физкультминутки, физкультурные досуги, летние и зимние спортивные и оздоровительные праздники, дни здоровья).
Построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения активности детей применяем вертикализацию поз.
На занятиях и вне занятий проводим упражнения по методике Авентисовой для увеличения зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все упражнения способствуют улучшению зрения.
Из здоровье укрепляющих приемов используем все виды массажа, дорожку здоровья и коррегирующую гимнастику, упражнения для профилактики осанки, закаливание по Ю.Ф.Змановскому, растирание «волшебной рукавичкой». Фито-чаи, фито-подушечки, аромотерапию, фитонциды. Звукотерапию, психогимнастику, релаксацию. Полоскание горлышка, носика, свето и цвето-лечение.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка,
формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.
Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в
квалифицированной, педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И наша задача непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.
Родителей систематически приглашаем на открытые занятия в группу, где они не только видят успехи своих детей, но и овладевают приемами, методикой по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т.е. всей компенсирующей системы.